Записки

Про идеальный набор объективов

lens

В фотографию полноценно пришел в 2007 году. Купил кит Pentax K20D с объективом 18-55 AL II. Понимал, что предстоит большая морока с выбором объективов и соответствующие траты. И не ошибся. Все метания можно разбить на 7, пока 7, периодов:
• «собери все фокусные»;
• «фиксы рулят»;
• «самое дорогое»;
• «древние артефакты рулят»;
• «что нравится»;
• «что есть под рукой»;
• «что удобно».

Первый период «собери все фокусные»
Возможность фото-реализации сильно ограничивается имеющимся инструментом (тушка, объектив). Самое заметное – на хватает фокусных расстояний для «хороших» портретов.

Постепенно формируется линейка объективов с диапазоном фокусных от 10 до 500 (от Sigma 10-20/4-5.6 до МТО 500/8).
Объективы собираются сильно разного качества и сильно разных эпох: от указанного выше зеркально-линзового мамонта до только что анонсированного Pentax Limited 15/4.
Пришло понимание: «собрать все фокусные» - это еще не получить хорошие фотографии.

Второй период «фиксы рулят»
Появился Pentax FA 50/1.4. Сфотографировал лучи солнца сквозь тучи, рассмотрел результат при 100% увеличении на мониторе и … обомлел. Такой картинки ни один из имеющихся зумов не давал даже близко. Работа с полутонами – на совершенно новом уровне. На других сюжетах начал видеть боке и разницу в цветопередаче. Появилась возможность использовать малую глубину резкости.
Приходят всякие DA 40/2.8, DA 70/2.4 и их компаньоны.
Пришло понимание, что:
  • наряду с качеством картинки у объективов есть еще крайне важный для фотографа параметр «удобство». А тут у зумов оооооочень сильное превосходство;
  • «возможность объектива выдать картинку» не равно «качество твоей фотографии».

Третий период «самое дорогое»

Посещает мысль, что качественная картинка может быть результатом использования только топовых объективов. В кофр приходят 16-50/2.8, 50-135/2.8, 60-250/4.
Качественные инструменты. Дают качественную картинку. Их приятно держать в руках, а фотоаппарат с ними смотрится просто красиво.
Примерно в этот же период накапливается определенный фото-опыт и удается перевести количество в качественный скачок. Фотографии начинают нравиться окружающим, проходят первые выставки.
Пришло понимание: профессиональные объективы не просто так дорого стоят.

Четвертый период «древние артефакты рулят»
После некоторого периода эйфории от качественных объективов наступает понимание, что бутылочным горлышком в данном случае являешься ты. Объектив может лучше, а ты пока нет. Мыль отгоняется прочь, а вместо нее совершается попытка найти смысл в «древних артефактах».
В кофре появляются ископаемые Гелиос 40-2 на м39, всякие Такумары и Юпитеры. Действительно, есть определенный шарм. Действительно, они теплее и ламповее современных моделей. Но все равно «бутылочным горлышком» являешься ты.
Пришло понимание: высокое качество старых, в т.ч. советских объективов, – миф. Одинаковый по классу современный аналог в абсолютном большинстве случаев их превосходит на голову. Большинство хвалебных песен старой оптике связаны с тем, что:
  • ее используют после темного кита. А старая оптика, как правило более светосильная. И разница в глубине резкости приводит неокрепшего фотографа в эйфорию;
  • ее используют опытные профессионалы, которые знают все особенности конкретного объектива и умеют ими пользоваться для фото определенного жанра. Наглядный пример – ветка форума foto.ru от TigraGirl.

Пятый период «что нравится»

Накапливается «ведро объективов», которые уже не помещаются в 3 кофра (рюкзака). Используешь то, что действительно нравится.
Появляются DA 55/1.4, DA 20-40/2.8-4. Ты знаешь, какая именно картинка тебе нужна, именно под нее берется конкретный объектив.
Пришло понимание, что:
  • нравятся цвета только оптики Pentax (эпохи после Такумаров). Другие производители уже не рассматриваются;
  • для моего жанра съемки (не предметка, не студия) не нужны объективы со светосилой выше 2.0. Острота зрения, сюжеты и SAFOX* просто не позволяет точно стрелять при меньшей глубине резкости.
В этот же период критической массы достигают навыки работы в Lightroom, получается приятный синергетический эффект.
* SAFOX - название линейки систем автофокуса Pentax. На тот момент (фотоаппарат Pentax K3) была далеко от совершенства.

Шестой период «что есть под рукой»
Прошло некоторое время. Часть объективов и камер умерло в походах и экспедициях, часть была повреждена детьми. Времени и денег на фото стало меньше (опять-таки, дети). Достойного качества достигли камеры в смартфонах.
В результате идет фотосъемка всем тем, что есть под рукой. И на ряду со звездами (50-135/2.8 и его семья) во всю используются всякие FA 28-70/4 и iPhone SE. И если понимаешь особенности и ограничения каждого инструмента, то получается достойно.
Пришло понимание: бленда обычно не нужна. Если ее выложить, в кофре можно сэкономить МНОГО места.

Седьмой период «что удобно»
Логическое продолжение предыдущего периода.
Только окончательно наступило понимание, что фотография для меня не столько ремесло, сколько для души. А хобби должно быть удобным. И все чаще в работе как великолепный 50-135/2.8, так и какой-нибудь крепкий середнячок 35/2.4. Пусть он не такой породистый, но небольшой, легкий и будет не жалко, если погибнет смертью храбрых. Это же относится и к выбору между K1 и K3. Вторая чаще в строю, поскольку легче и меньше.
Основной объем фото приходится на связку K3 + 15/4 + 35/2.4 + 50-135/2.8 + 360 FGZ II.
Пришло понимание: я не Анри Картье-Брессон. Но есть очень достойные фото, которые нравятся тем людям, которые мне не безразличны.

Отдельно нужно еще сказать про явление, которое так или иначе сопровождало все 7 описанных периодов, -
"выборочный возврат".
Появляются мысли, что объектив, которого уже нет под рукой (продан / разбит), обеспечивал тот самый теплый ламповый звук, то есть цвет. И начинается заход на второй круг. Так в кофре заново появлялись 55/1.4, 35/2, 5-135/2.8, 18-55WR.



И да, постоянный поиск «того самого» объектива – это болезнь. Главное, чтоб она доставляла удовольствие Happy

На сайте обновлен
раздел с впечатлениями от объективов Pentax.

предыдущая запись

blog comments powered by Disqus