Записки

Про качество воспроизведения музыки

070818 (1 of 1)

Музыка оказывает волшебное влияние на настроение и производительность. Бывает, что одну и ту же песню могу слушать тысячи раз фоном. И это заметно повышает производительность, даже в непростых задач, связанных с генерацией контента. Последние разы так было с «Where is Revolution» и «Policy of Truth» от «Depeche Mode», «Come Undone» от «DURAN DURAN».
Со школьного возраста старался заполучить что-то, что позволяло бы воспроизводить музыку более качественно. Паял усилители, подключая к безродному динамику и мечтая о Hi-Fi. Хорошо помню несколько заметных улучшений качества звук
а:
  • при переходе от схемы на дискретных элементах (транзистор П10 – это что-то с чем-то!) к варианту на большой микросхеме серии TDA. Казалось, что достаточно вставить в нормальный корпус и перед тобой будет уже Hi-End;
  • при миграции от «голых динамиков» на БОЛЬШИЕ СОВЕТСКИЕ КОЛОНКИ. И совсем неважно, что сами колонки были несколько старше меня, а диффузоры были частично порваны и замяты.
В середине 90-х в гостях увидел породистый музыкальный центр «Technics», и меня конкретно так накрыло. Звук был потрясающий даже на высокой громкости, ничего не хрюкало и не подпрыгивало. Механизация кассетных дек и CD-ROM, индикация эквалайзера смотрелись волшебно – казалось, что в них есть сюжет, уж точно более глубокий, чем в том, что показывали по телевизору. А комплект акустики 5.1 выглядел пришельцем, даже сами хозяева этой диковинки использовали только 2 колонки.
Следующий качественный скачок в домашнем воспроизведении музыки произошел, когда у приятеля был выменен / куплен комплект 2.1 акустики Genius
H-062. Это сейчас от него пробивает на хи-хи (особенно от вида саттелитов и тоненького кабеля, которым они соединяются с усилителем), но тогда издаваемое ими подобие басов просто завораживало. «Nothing Else Matters» (принесенный на 4-х дискетах) был заслушан до дыр. А частотный диапазон 20-20.000 Гц в характеристиках просто гипнотизировал и даже не оспаривался.
Лет 10 назад на столе поселился необычный 2.1 комплект Harman/Kardon
Soundsticks II, похожий на аппарат для дистилляции воды. С точки зрения пафосности, он гармонично дополнялся компьютером Macintosh, смотрясь этаким порталом в будущее. Но заметного улучшения качества звука не произошло. Да стало громче, да басистее. Но не более. Свыкся с мыслью, что мои уши совсем не аудиофильские, можно довольствоваться «быстропитом».

И вот, как обычно, «совсем случайно» после чтения ироничной статьи про аудиофилию (с разделами про теплый ламповый звук и винилофилию), заинтересовался теорией и практикой обеспечения качественного звучания, немного почитал на эту тему. И оказалось, что все эти годы я «неправильно слушал». Вроде бы, очевидные вещи, но за повседневной суетой они как-то ускользали:
Во-первых, 90% моей музыкальной коллекции состоит из MP3 файлов с битрейтом 128-192 КБита и режимом «joint stereo». Для прослушивания в метро и через совсем простые колонки – нормально. Но не более.
Во-вторых, колонки неправильно расположены – разное расстояние от ушей до колонок, неправильный наклон. Из-за этого почти все высокие частоты и стереобаза «топили улицу». Оказывается, что восприятие низких и средних частот слабо зависит от того, смотрят ли динамики прямиком в уши или нет. А вот высокочастотные динамики имеют сравнительно узкую направленность.
В-третьих, неверная настройка мощности сабвуфера. Это приводит к рычанию и хрипам даже на средней громкости.
После приведения указанных параметров в норму (MP3 –> FLAC/ALAC; колонки расположились на одинаковом удалении, излучение динамиков стало в сторону ушей; громкость сабвуфера снижена до разумного уровня) оказалось, что все не так и плохо. Как с ушами, так и с техникой.
Было устроено слепое прослушивание: породистые CD «East 17» и «Metallica» конвертированы в MP3 256 Кбит VBR и ALAC с последующим сравнением. И о чудо – я ощущаю разницу! Результаты примерно такие (на 4-х треках ра
зного стиля):
  • разница заметна – во всех случаях было правильно идентифицировано, когда именно воспроизводился ALAC, а когда MP3;
  • на одном треке разница была несущественна. Думаю, что MP3 с битрейтом 320 Кбит VBR для абсолютного большинства моих ситуаций будет достаточно (но никак не 128-192, из которых сейчас состоит львиная доля коллекции).

Впереди замаячило приключение по обновлению музыкальной коллекции и дальнейшему улучшением ап
паратной части.

предыдущая запись

blog comments powered by Disqus