Записки

Путешествие по горному Алтаю

Мысль поехать на Алтай появилась сразу после предыдущего мини-отпуска. Хотелось на чуть более быструю и широкую реку, хотелось прокатиться верхом на каком-нибудь звере. Компанию-оператора согласовывали долго и упорно, как и соотношение конной/водной частей. Сперва думали больший упор сделать на рафты и совсем чуток оставить на лошадей (ведь они большие, глупые, и от них «сильный вонизм» (с) ). В конце концов остановились на 4 днях коняшек и 2 днях сплава, плюс время на турбазе/в дороге.
Что было удивительно с самого начала, так это сборы. Получилось не как обычно, в последний день, а вдумчиво и с расстановкой – дня за три. В результате удалось выехать с одним рюкзаком и маленькой сумочкой. Но радость от свободных рук была недолгой: уже при встрече с основной группой оказалось, что с нами едет куча разных тюков, в которых отдельной неподъемной глыбой выделялся мини-холодильник, с уютно упакованными 11 палками колбасы, 5-6 килограммами шашлыка и прочим в этом роде. Короче, нагрузились, как вьючные ишаки, все.
До поездки я догадывался, что Россия-матушка большая, но как-то эти знания были больше «теоретические» – ну 7, ну 15 сантиметров в длину на карте. Большая, больше других, но как-то все это было виртуально. Когда узнал, что лететь 4 часа с хвостиком, несколько оторопел: это ж как до Египта!

В аэропорт приехали часа за три и по старой русской традиции сразу начали есть. У кого-то оказалась колбаса, у кого-то свежие огурцы, была даже банка с хреном «Дядя Ваня». Короче, за полчаса съели здоровенную сумку, по-моему, даже вместе с самой сумкой. Самолетом был заправдашний «Боинг» или «Аэробус» – все по-настоящему. Чувство полета в Египет еще усилилось. Рейс задержали на полчаса, но так вкусно покормили, что все недостатки были прощены.
В Барнаул прилетели рано-рано утром. У трапа сразу набросились служащие аэропорта с криками «Здесь снимать нельзя»! Кстати, особенности алтайской фотосъемки заслуживают отдельной заметки, что и сделаем чуть позже. После долгого ожидания багажа направились искать транспорт до гостиницы Центральная, откуда должен был быть трансфер на турбазу. Поймали такси и с радостным предвкушением направились в центр незнакомого города.
По приезду к этой самой центральной гостинице оказалось, что опоздали на 10-15 минут (задержка рейса, ожидание багажа). Наш трансфер обиделся и ушел сам по себе. До турбазы 400 километров, ранее утро, незнакомый город, 10 человек, гора рюкзаков и сумок. Пока я, обдумывая положение, фотографировал бронзового Ильича на фоне Администрации и наоборот, наш добрый джинн Олег поймал и оседлал «Газель» какого-то частника.
Дорога до места назначения заняла часов 5 и прошла в полудреме, чередующейся с вялым пожевыванием и радостными воплями при виде все увеличивающихся гор. По приезду были встречены добродушными гидами-инструкторами, которые на попытку их покусать за провал с трансфером поведали, что тур мы приобрели через двух посредников, за доставку они не отвечают. Это «посредничество» все путешествие выходило нам боком в виде всяческих несостыковок и недопонимания. Даешь прямые отношения!
После перекуса и осмотра окрестностей настроение улучшилось. Турбаза стояла на возвышенности над рекой Катунь, по которой, то и дело весело улюлюкая, проплывали ярко-желтые рафты с нам подобными существами, всеми мокрыми, но довольными. На вопрос, где мы будем спать, ответили, что до начальной точки путешествия по горам нужно еще проехать 90 км на вездеходе. Кстати, всего до места начала путешествия пришлось воспользоваться 6 видами транспорта: электричкой – скоростным поездом до аэропорта – самолетом – такси – дикой «Газелью» – вездеходом. И это не считая своих двоих.
В роли вездехода выступал ГАЗ-66 преклонного возраста. 90 км пересеченной местности заняли примерно 3 часа времени с короткими остановками на подышать/поозирать окрестности. Вообще, оказалось, что расстояние и время на Алтае живут по своим собственным законам – 1,5 часа могут длиться с утра и до самого вечера, а 10 километров превращаются в дневное путешествие. Поправку нужно делать примерно в 1,5-2,5 раза. Иногда больше. По дороге мирно бродили кони-коровы-прочие копытные, нехотя уступая путь. Пока ехали, не переставали восхищаться красотой окружающей природы. Даже козы в маленьких деревнях были фотогеничны и обязательно паслись на фоне какой-нибудь живописной постройки или горы. После очередной остановки, на которой открылся Еще Более Чудесный Вид на Катунь, мой минимальный лимит природных красот уже был превышен, еще до прибытия на место.

Местом старта оказалось унылая, на первый взгляд, стоянка где-то в горах на высоте 800 метров. Состояла она из 3-4 больших домиков и штук 5 мелких построек. Везде паслись кони и ходили волчьего вида собаки. Ночевать предстояло в спальных мешках на втором этаже неотапливаемого и неосвещаемого деревянного домика, на некотором подобии нар. Начался дождь. Все насторожились, начали догадываться о том, что нас ждет в походе. Вечером с горя жарили шашлыки и кормили остатками мяса всех окрестных собак.
Утро началось с доедания шашлыка и перепаковывания вещей в специальные сумки для лошадей – арчемаки (две сумки, висящие по бокам лошади, скрепленные ремнями). Выдали для транспортировки казенный провиант: гора консервных банок и баночек, пакеты и пакетики с разнообразными крупами и макаронами. И никакой тебе фуагры.
Самое интересное началось, когда стали седлать лошадей. До этого у меня о данных животных были сугубо поверхностные познания: есть четыре ноги и кличка. Провели краткий инструктаж по техники безопасности (на эту кнопку не нажимать, с кормы не заходить, не бояться), собрали подписи, что мы все поняли, и начали грузить на коняшек. Животные попались очень умные и красивые, к концу похода полностью расположили к себе всю группу. На нас было выделено 14 меринов (оказывается, что в одном походе лошадиные мальчики и девочки плохо ладят): 10 нам, 3 инструкторам и конюху, плюс один вьючный с припасами. Порадовали лошадиные клички: от Хвоста и Ржавого до Стрекозы и Врача. Мне достался Мухтар, он же Муха.
При первичном объезде нового транспортного средства оказалось, что оно голодное – пофигистически останавливается под тобой в самый неподходящий момент и начинает мирно пощипывать вкусную алтайскую траву. Размеры животного и его грациозность привели к тому, что практически все вначале пытались коняшек уговаривать: «Ну, не ешь травку, нужно ехать», «Что же ты делаешь? Нам нужно не налево, а направо!» Лошади улыбались в своей лошадиной душе и продолжали есть. У некоторых ушло до трех дней до осознания, что их можно и даже нужно несильно пинать/стегать.
С началом конного перехода я впервые пожалел, что я мальчик. Растряслись все внутренние и внешние внутренности. Когда лошадь шла рысью, чувствовал себя бельем на стиральной доске. Сопровождающая наш отряд собака (кстати, тезка моего коня) привычно гоняла по ходу движения разную живность, на дорогу выбегали зайцы и своими стремительными прыжками пугали лошадей.
Первая стоянка оказалась в такой живописном виде, что я забыл про коня и побежал фотографировать склоны и закат. За это получил справедливый нагоняй от инструктора: сперва нужно расседлать свое транспортное средство. Расседлали, поставили палатку и тут ... пришел Холод. Стоянка была на высоте более 2 000 метров, мой вечерний наряд состоял из: футболки, термобелья, толстого шерстяного свитера, куртки и плаща УЗК. Но все равно было холодно. Кроссовки промокли практически сразу, пришлось ходить в шлепанцах на босую ногу.
После заката в свете костра ели блины с икрой и суп из тушенки, размышляя о своем ошибочном представлении о горном Алтае. Когда проснулся ночью в палатке и услышал, как по ней барабанят капли дождя, стало совсем грустно.
Утром лица у всех были достаточно кислые. Оседлали транспортные средства и начали двигаться на следующую стоянку. Путь проходил через перевал на высоте более 3 000 метров. До него вел крутой склон (градусов 45, не меньше), взобраться на который пешком достаточно проблематично даже налегке. А лошади ничего, бодро шли, попутно обгладывая склоны. Иногда складывалось впечатление, что они не взбираются по склону, а просто подтягиваются на своих копытах .
С самого перевала открывался настолько чарующий
вид, что все просто молча поедали окрестности глазами: внизу «альпийские лужайки», лохматые склоны и крученые тропы, чуть выше – снежники, еще выше – большие хищные птицы в голубоватой дымке. Созерцание проходило в почти полной тишине, прерывающейся звуками затворов фотоаппаратов и, изредка, скрипом обертки шоколада.
К концу перехода вышли на горное плато, с двух сторон окруженное быстрыми речушками. Разбили палаточный лагерь и начали готовить очередной перекус. Попутно успели взобраться на местный горный пик, на котором совершенно невообразимым образом держались елки – складывалось впечатление, что они просто карабкаются по отвесной стене гроздями своих корней. Рядом с елками мирно лежал совершенно фантастический мох, который пружинил под ногами сантиметров на 5-7, почти как вата. На одной из речушек обнаружился миниводопад крайне живописного вида, устроили ему
фотосессию с пристрастием. Вечером сходили в самобытную баню-сруб, сделанную без единого гвоздя (ну, если честно, то парочка гвоздей была – в роли импровизированной вешалки). Вечером болели все мышцы, даже те, о существовании которых я и не догадывался. Вся физиономия и грудь были отбиты массивным фотоаппаратом, болтавшимся на шее с большой амплитудой (и почему их не делают мягкими?).
На следующий день предстоял радиальный выход в Страну Девяти Озер – соседнюю горную долину, цель нашего путешествия. Сами озера достаточно компактные, самое крупное из них не больше футбольного поля. Идеально прозрачная кристальная вода. Купались, мерзли, все как полагается. На обратном пути пили воду из какого-то ручья прямо вместе с конями. Пьют кони, надо сказать, как насос на даче: жуткое чавканье 1-2 минуты, чувствуешь, как животное под тобой медленно расширяется.
В крайний день конной части похода предстоял длительный переход километров в 50-60. Посовещавшись с внутренним «Я», убрал фотоаппарат в сумку и полностью погрузился в управление конем. Не прогадал. К вечеру с Мухтаром совсем подружились, несколько раз скакали галопом, стали понимать друг друга с полупинка, и, вроде как, я даже научился по бульканью конского живота определять запас оставшегося бензина. Познал волшебные команды «нобля» и «тпрусук». Неожиданно заметил, что у меня очень даже симпатичный конь с белой звездочкой на лбу.
Когда вернулись в точку начала конного путешествия, описанные выше холодные деревянные полусараи показались верхом цивилизации, а тусклая лампочка, питаемая шумным дизель-генератором, воспринималась просто как алтарь инженерной мысли. Немного грустно было расставаться с конями, поступали предложения взять их с собой на рафтинг или собственноручно искупать в речке. На прощание пытались накормить сахаром и всякими прочими конфетами-сухарями, но лошади после вкусной алтайской травы никакие суррогаты не ели.

Водная часть маршрута началась с экстрим-ралли на УАЗиках до места старта. Ощущение было похлеще, чем во время джип-ралли по Аравийской пустыне. Сплав начинался с живописного места в точке впадения в Катунь одного из горных ручьев. Катунь поразила своим цветом, все рассказы про бирюзовый оттенок – чистая правда. После облачения в шлемы, жилеты и прочие аксессуары для поддержания отпускного настроения и неформальной обстановки поколотили друг друга веслами.
Непосредственно экстремальная часть сплава включала 6 порогов средней-низкой категории сложности и еще несколько сложных/бурных мест. Почти сразу после старта чуть не перевернулись – рафт наскочил на гору, встал почти вертикально. Было совершенно дурацкое ощущение: ты гребешь, а внизу нет воды, весло не достает. Все обошлось. Из сухих вещей на мне остался только фотоаппарат в кофре, струи и брызги холодной воды промыли мозг и глазное дно. По какой-то причине гидрокостюмы не выдали, и мы сильно продрогли, особенно прекрасная половина. По прибытию на базу отогревались в бане, пили коньяк и сушили кроссовки у костра.
Красота на реке – просто неописуемая. Уже через полчаса плавания началось «запредельное торможение» зрительных рецепторов. Смотришь на реку – красота, повернул за поворот – опять красота, прошло полчаса – снова красота... От офигевшего состояния к жизни немного вернули прыжки с 8 метровой скалы. Уж не знаю, что чувствовали прыгающие, но когда я фотографировал все это дело, было страшно .
На следующий день гидрокостюмы прибыли, но большая часть группы продолжить сплав отказалась – сильно промерзла. Морозостойкими из нас оказались два человека, которые пошли сплавляться с другой группой туристов. По ходу дела посетили Чамальскую ГЭС – совершенно/нереально красивые/очаровательные места (нужное подчеркнуть).
Прибыв в конечную точку нашего маршрута, поняли, что предстоит еще одна ночь в палатках. Задумались. «Инициативная группа» сняла для всех полкоттеджа, в котором оказалась мягкая постель, электричество и теплый душ. С глупым видом засовывал руку под струю теплой воды – шайтан, однако. Светик, Олег, я просто был немного офигевшим и поэтому не выразил вам свое БОЛЬШОЕ спасибо!

На обратном пути в Барнаул посетили памятник Шукшину. Красивый, в красивом месте. Как и на станциях московского метро народ выбирает часть скульптуры и натирает ее до блеска (то ли чтобы исполнялись желания, то ли чтобы забраться на памятник для совместной с ним фотки). У Шукшина такой частью оказался большой
палец правой ноги. Закупились различными подарками: например, подушкой с ароматной начинкой из трав (благоухала на весь автобус/вагон). Почувствовали, насколько в горах чистый воздух – в крупных городах он какой-то пыльный, вязкий.
До Москвы добирались поездом. Россия просто огромная, ехали 56 часов. Удивительны были новые вагоны поезда: с кондиционером, душем, световой индикацией и автоматическими дверями фантастического вида. Время прошло быстро и незаметно: еда-сон-сканворды/карты-еда-сон... Салаты из вагона-ресторана после недельного преобладания в рационе тушенки поглощались с огромным удовольствием.

Несмотря на некоторые трудности и несостыковки, в памяти остался щенячий восторг от гор, коней и Катуни!
Избранные фотки из поездки, а здесь большая галерея.


предыдущая запись





blog comments powered by Disqus